Картинка смайлик

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Журнал боевых действий 5 овдгсапб. стр. 2.

                  18 декабря 1943 года производится рекогносциравка промежуточного армейского рубежа обороны и мобилизация местного населения на оборонительные работы. Саперы подготавливаются работать и как инструкторы. 1-й взвод гвардии старшего лейтенанта Яковлева Евгения Александровича строит НП командира дивизии в районе села Шоломки на высоте 216,8. Минные поля, поставленные у города Овруч огораживаются проволокой. 28 декабря 1943 года саперы устанавливают на передовой линии в место мин, фугасы из бомб. Бомбы, весом 50 кг каждая, берутся на аэродроме немецком - немцы не успели их взорвать при отступлении и саперы собираются, бомбить немцев с земли. Из бомб вывинчиваются взрыватели замедленного действия и взрыватели бомб переделываются на взрыв механическим способом - вставляется МУВ - за проволоку из окопа. Общим итогом по обороне города Овруч произведены следующие работы: установлено ПТМ - 3400 штук, проволочного забора - 2,5 километра, построено ДЗоТ - 12 штук, вырыто траншей - 2500 метров, заминировано мостов - 4.

9 января 1944 года. Приказ КСД - 4 через ДИ - 4 на марш в район боевых действий.

В 15.00 9 января 1944 года батальон вышел из города Овруч и по 22 января 1944 года прошел маршем: Игнатополь, Коростень, Искорость, Могильное, Веселовка, Топорище, Черняхов, город Житомир, Сингури, Павленковка, Бердичев, Казатин, Соколец, Журбинка, Погребнище, Бурковцы, Тетиев, Старый Животив. Путь 280 километров батальон прошел в полном соответствии с графиком марша, без отстающих и потерь, показал высокую дисциплинированность и сплоченность личного состава батальона. В течении 23 и 24 января 1944 года батальон отдыхает в Старый Животив, приводит личный состав, оружие и материальную часть в полный порядок.

24 января 1944 года. Устный приказ КСД - 4 на марш - подход к полю боя.

               Совершив короткий марш батальон к утру 25 января 1944 года сосредоточился в Лукашивка и приступил к строительству НП и КП командиру дивизии. С 25 по 27 января 1944 года дивизия ведет ожесточенный бой с крупными силами танков противника, в результате которого отходит на 4 - 5 километров и прочно закрепляется на рубеже: Шуляки - Лукашивка - Юшковцы. Батальон в это время имеющимся ПТ резервом нес службу ПГЗ на основных танкоопасных направлениях.

27 января 1944 года. Приказ КСД - 4 через ДИ - 4 укреплять оборонительный рубеж дивизии: Шуляки - Лукашивка - Юшковцы.

              С 27 по 28 января 1944 года батальон укрепляет оборонительный рубеж дивизии. В короткий срок ротой старшего лейтенанта Давыдова Михаила Ивановича перед передним краем нашей обороны, в темные дождливые ночи, под ружейно - пулеметным огнем противника было установлено 6000 противопехотных и 12400 противотанковых мин. Особенно по руководству минированием отличился гвардии лейтенант Юрков Фатей Назарович и помощник командира 3 взвода 2 роты гвардии сержант Михайлов Дмитрий Иванович 1-я саперная рота построила 1 КП и 3 НП командира дивизии, производит ремонт дорог в полосе дивизии, строит и минирует деревянные мосты через безымянные ручьи в Лукашовка и Шуляки, мобилизует местное население и строит второй оборонительный рубеж дивизии. Разведывательный взвод батальона ведет усиленную разведку обороны противника, зачастую действуя в его ближнем тылу. Гвардии ефрейтор Чуриков Федор Васильевич  действуя в составе общевойсковой разведки, помимо отличного выполнения проведения разведгруппы через свои минные поля и противника, лично сам один на один берет "языка". Награжден орденом "Славы 3 степени". Командир разведывательного взвода гвардии старший лейтенант Тарабукин Алексей Михайлович с тремя своими разведчиками, перебравшись в тыл противника, минирует противотанковыми минами его дорогу, на которой подрывается один тяжелый танк и два бронетранспортера противника. Гвардии старший лейтенант Тарабукин Алексей Михайлович награжден орденом "Красная Звезда". Остальным участникам гвардии ефрейторам Веселову Алексею Федоровичу, Рахманову Андрею Семеновичу, Митрофанову Ивану Ивановичу выдана денежная премия по 500 рублей каждому и они так же представлены к правительственным наградам. 

9 марта 1943 года. Приказ КСД - 4 через ДИ - 4: обеспечить дивизии прорыв оборонительного рубежа противника в полосе: западная опушка рощи южнее Оратовка, отметка 282,7, отметка 265,9.

               В ночь на 10 марта весь батальон работает за нашим передним краем - под ружейно - пулеметным огнем противника проделывают проходы в его и наших минных полях. Резервным взводом построен новый КП командира дивизии. Результат работы по разграждению - на каждую стрелковую роту проделан сплошной проход в своих минно - подрывных заграждениях и противника. С утра 10 марта 1944 года дивизия успешно прорывает оборонительную полосу противника, батальон по устроенным проходам без потерь на подрывах пропускает боевые порядки пехоты, артиллерию и обозы. К исходу 11 марта 1944 года дивизия вышла на рубеж: Подвысокое - Франтивка. Батальоном за это время обеспечен маршрут: Балабанивка - Ступки - Подвысокое, при этом снято 170 мин ТМИ - 42 - 43, 60 "S", кроме того построено 2 НП командиру дивизии.

21.00. 12 марта 1944 года. Распоряжение ДИ - 4: обеспечить дивизии форсирование реки Соб в районе Ново Дашев.

                Сбивая заслоны противника дивизия к исходу 12 марта 1944 года вышла на рубеж реки Соб в районе Ново Дашев. Батальону предстояло к рассвету 13 марта 1944 года построить переправу для пехоты дивизии. Совершив короткий марш батальон к 24 00 сосредоточился на берегу реки Соб в районе мельницы Н. Дашев. Проведенной разведкой было выявлено, что ширина реки от 20 до 25 метров, глубиной от 1 метра до 3-х метров, мост уничтожен взрывом противника, никаких подручных средств для переправы пехоты нет. Решением ДИ - 4:  800 метров ниже мельницы батальон приступил к строительству штурмового мостика. Бесшумно напряженно работая в ночной тьме, батальон к рассвету навел штурмовой мост. В течении 30 - 40 минут по устроенному мосту на западный берег была переправлена пехота 12 и 15 ВДГСП. В течении дня шел ожесточенный бой на западном берегу реки Соб за овладение Старый Дашев. Штурмовой мост неоднократно повреждался осколками снарядов и мин противника - саперы под ружейно - пулеметным огнем противника, рискуя жизнью, по горло в ледяной воде, моментально восстанавливали мост. К исходу 13 марта 1944 года Старый Дашев был полностью очищен от противника. 1-я саперная рота приступает к строительству моста под грузы 16 тонн и к утру заканчивает его строительство. Таким образом батальон своевременно обеспечил дивизии переправы через реку Соб пехоты, артиллерии, авто и гуж транспорта. Особенно отличился при форсировании реки Соб гвардии ефрейтор Столяров Петр Григорьевич - дважды под ураганным ружейно - пулеметным и минометным огнем противника восстановил штурмовой мост - награжден орденом "Слава 3 степени". 

14 марта 1944 года. Распоряжение ДИ - 4: обеспечить дивизии преследование противника в направлении г. Райгород, Брацлав.

              4 ГОВДД сломив организованное сопротивление противника на западном берегу реки Соб преследует его разрозненные группы в западном направлении. В период с 14 марта по 16 марта батальон обеспечивает дивизии маршрут: Джуринцы - Ситковцы - Райгород - Волчок. К утру 16 марта батальон вышел к берегу реки Буг в районе города Брацлав. В ночь на 17 марта на рыбачьих лотках переправляет часть сил 9 и 15 ВДГСП на западный берег реки Буг, тем самым обеспечивает им овладение городом Брацлав.  

18 марта 1944 года. Устный приказ КСД - 4 : построить основную переправу дивизии через реку Буг 15 километров южнее Брацлав в районе Воробьевка.

              Совершив марш в ночь 18 марта 1944 года батальон вышел к берегу реки Буг в районе Воробьевка. Высланная разведка донесла, что на западном берегу реки нет противника, на дне реки есть паром затопленный немцами. В течении нескольких часов с помощью местного населения паром был вытащен из воды, отремонтирован и пущен в действие. Посменно работая на пароме батальон в течении суток перебросил дивизию на западный берег реки Буг.

20 марта 1944 года. Устный приказ КСД - 4: двигаться вместе с головным полком в готовности навести переправу через реку Днестр.

              С 20 марта по 24 марта 1944 года в трудных условиях весеннего бездорожья совершил 165 километровый марш и ночью 25 марта 1944 года вышел к берегу реки Днестр в районе села Зван. К этому же времени к берегу реки были подвезены лодки А - 3, две из которых были пущены под десант пехоты дивизии, из остальных саперы батальона начали строить паром. К 14.00 25 марта к действию были пущены два 3-х тонных парома. К утру 26 марта были переправлены все боевые подразделения дивизии, к исходу 27 марта переправа частей дивизии через реку Днестр была полностью закончена. 

28 марта 1944 года. Устный приказ КСД - 4: разграждать пути наступления на правом берегу реки Днестр.

             Наряду с обеспечением продвижения дивизии в инженерном отношении по маршруту: Верестев - Бабино батальон зачастую ведет бои по уничтожению встречающихся разрозненных групп окруженных войск противника. Боем взято в плен 13 гитлеровцев. Такое положение продолжается при маршруте: Бабино - Волкудцы - Ливенцы - Пашкоуцы, куда батальон прибыл 2 апреля 1944 года. За весь период марша инженерных заграждений противника не обнаружено, да их и не может быть на правобережье реки Днестр, ибо хваленые гитлеровские вояки, переправляясь через реку Днестр бросали свое личное обмундирование, не говоря уже и о технике. Пленные в эти дни не редкость, а обычное явление и не единицами, а десятками. Настроение у сапер гвардейцев приподнятое, возвышенное полной уверенностью в силу русского оружия. 2 апреля 1944 года батальон отдыхает в селе Пашкоуцы, одновременно приводя в полный порядок живую силу и материальную часть.

3 апреля 1944 года. Приказ КСД - 4 : обеспечить наступательные действия дивизии по овладению городом Хотин.

             Батальон в трудных условиях снежной шквальной метели точно в срок без отстающих совершает марш Пашкоуцы - Даниляны, где получает задачу инженерного обеспечения наступательного боя дивизии при взятии города Хотин. Тщательно проведенная разведка основных направлений движения доносит, что инженерных заграждений противника нет, а потому в течении 3 марта и 4 марта батальон, не имея больше других задач, остается в селе Даниляны и отдыхает, одновременно готовится к форсированию реки Прут. 5 марта 1944 года в 6.30 батальон по приказу выступает из села Даниляны и совершает марш: Вертикоуцы - Котельня, где остановился на отдых согласно приказа.

6 апреля 1944 года. Распоряжение ДИ - 4 на марш, обеспечить переправу дивизии через реку Прут в районе Липканы.

             6 апреля 1944 года в 13.00 батальон выступил по маршруту: Котельня - Липканы - форсирование реки Прут. Вперед в район города Липканы выслана разведка с задачей выяснения наиболее удобного места переправы, которая при подходе батальона донесла, что через реку Прут есть вновь выстроенный мост, по которому батальон в 15.20 перешел реку Прут, то есть перешагнул государственную границу и вступил в Румынию. Марш совершен в трудных условиях военного бездорожья без отставаний в живой силе, но предыдущий марш протяжением 45 километров измотал силу лошадей - обоз отстал. Отдохнув 5 часов батальон в новь выступил и согласно приказа в намеченный срок прибыл в конечный пункт маршрута город Ботошани. Обоза нет. С приказом срочно подтянуть лодки выслан верховой посыльный.  

8 апреля 1944 года. Устный приказ КСД - 4 на марш, двигаться в колоне в составе 15 ВДГСП с задачей организации переправы через реку Серет в районе Литень.  

             В 6.00 8 апреля батальон выступил с города Ботошани и двинулся в составе колоны 15 ВДГСП с задачей организации и строительства переправы через реку Серет в районе Литень.  Высланная вперед разведка во главе с гвардии старшим лейтенантом Тарабукиным Алексеем Михайловичем, за весь период марша и при выходе батальона к реке Серет донесений не представила, а потому требовалось еще затратить время на разведку. Приказом командира батальона батальон развернул строительство штурмового мостика. Место было выбрано вполне удобно, имелось в виду использования, обвалившихся, при взрыве противником моста, железобетонных опор, которые лежали над поверхностью воды. Тогда, когда строительство штурмового мостика подходило к концу, командир дивизии приказал строить батальону паромную переправу ниже  1.1/2 километра. Строительство штурмового мостика было брошено, батальон двинулся к указанному месту паромной переправы. К этому времени силами полковых сапер пехота 15 ВДГСП была переправлена на правый берег на найденных лодках, вмещающих максимум 4 человека. Приказом командира дивизии таким же образом вслед 15 ВДГСП стал переправляться  9 ВДГСП и после него 12 ВДГСП, в задачу же дивизионных сапер ставилась организация паромной переправы к утру 9 апреля 1944 года. Батальон к 19.00 прибыл к месту переправы. Положение было критическое: лодок нет - они отстали в пути вместе с хозяйственным обозом батальона, данных о них, где они нет, высланный верховой посыльной еще не вернулся?  Выход есть!  Приказом командира батальона весь батальон, исключая строительный взвод гвардии старшего лейтенанта Яковлева Евгения Александровича, бросается на заготовку подручного материала: доски, бревна, бочки для строительства парома. В течении ночи взвод гвардии старшего лейтенанта Яковлева построил пристани на левом и правом берегу. К рассвету под личным руководством командира батальона был построен паром на 9 бочках. Гвардии старший лейтенант Кузнецов Иван Федорович натянул трос и в 8.00 первая повозка 15 ВДГСП была переправлена на правый берег реки Серет. Паромная переправа работает, на правом берегу к 12.00 три пушки 76 мм, 4-ре 45 мм, больше десятка повозок с боеприпасами, но переправа идет медленно. Паром, выстроенный на бочках имеет совершенно недостаточную обтекаемость, течение же реки быстрое. В полдень тактическая обстановка меняется - дивизия перебрасывается правее и приказом командира дивизии транспорт и артиллерия идут в верх по течению до 30 километров, где есть мост через реку Серет. Батальону же со всеми переправочными средствами ( к этому времени прибыли лодки) прибыть в Штирбет, куда батальон прибыл в 21.00, перебрался в брод через реку Сучава и расположился ожидать распоряжений.  В 22.30 9 апреля 1944 года батальон получил приказ о строительстве моста через реку Серет в маршруте Вертчикань - Литень, то есть батальон должен вновь вернуться к бывшей паромной переправы, и решением командира батальона батальон совершает марш и располагается на ночной отдых.  Батальон не многочислен, ибо 2-я саперная рота приказом командира дивизии была оставлена в распоряжение дивизионного инженера для строительства моста через реку Сучава. Силами 1-й саперной роты (50 человек), без транспорта, построить мост через реку Серет задача не легкая. 10 апреля 1944 года с рассвета батальон вышел к реке и развернулся для производства работ по строительству моста. Заместителю командира батальона по строевой части поставлена задача - мобилизация местного транспорта и рабочих рук.  К 8.00 устанавливается связь и ставится задача прибывшей армейской саперной роте, которая придана батальону для строительства моста. К 12.00 на мосту работает 40 человек местных жителей, курсирует 20 повозок, подвозящих материал, поставлена первая рамная опора. Так в течении дня и ночи, 11 апреля 1944 года без сна и отдыха, мобилизовав все силы до предела батальон работает. К утру 11 апреля 1944 года все опоры поставлены, остается соединить центральный пролет прогонами, накрыть настил, пожилка и мост готов - вопрос 2-3 часов. Но в этот момент из - за поворота, по центру русла реки показался массивный плот, он мчался как черная туча в направлении центра моста. "Оврал!" "Все на мост!" - немедленно подал команду командир батальона. Саперы выстроились на краю моста с вагами в направлении быстро плывущего плота. Плот приближается. Саперы напряженно застыли в его ожидании. Но тщетны были усилия сапер: удар страшной силы этого массивного плота снес две средних опоры; совершенно покосил две промежуточных опоры к правому берегу и 3 к левому. Катастрофа сорвала намеченный срок строительства моста. Положение тяжелое, люди утомленные работой одручены несчастью, но бодрый и спокойный голос командира батальона призывает сапер к восстановлению моста. С тихой злобой в груди еще дружнее и напористее работают саперы.  В напряженной работе проходит день 12 апреля и 13 апреля 1944 года и к утру 13.04.1944 года мост построен через реку Серет длиной 73 метра, грузоподъемностью 16 тонн. По мосту пущены первые машины и повозки. Переутомленные работой, но радостные своей победой саперы совершают марш в место своего расположения в село Штирберт, где моются в приготовленной для них бане.  Одновременно и параллельно строительству моста через реку Серет 12.04.1944 года силами 2-й саперной роты под личным руководством дивизионного инженера, который успевал быть на мосту через реку Серет, давая указания, было начато строительство моста через реку Сучава. 14.04.1944 года в 1.00 командир батальона от командира дивизии получает задачу усиления моста через реку Серет под 30 тонн для пропуска танков Ротмистрова. В 4.00 батальон без 2-й роты, выступил и в 5.30 прибыл на мост. Действия 5 ОВДГСапБ по усилению моста через реку Серет были усилены армейским сапбатом и под общим руководством корпусного инженера 104 СК . Мост к вечеру 14.04.1944 года был усилен. 5 ОВДГСапБ вновь возвратился в свое расположение. 2 саперная рота продолжает работу по строительству моста через реку Сучава.

            10.00 15 апреля 1944 года. Приказ КСД - 4 на марш в предвидению  переправы через реку Молдова. 

В 10.00 батальон, оставив для достройки моста через реку Сучава взвод гвардии старшего лейтенанта Юркова, выступил по маршруту: Штирбет - Литень - Долгоска - Тетеруш - Дрэгушений, куда батальон прибыл в 22.00 и получил задачу об организации переправы через реку Молдова к утру 16 апреля 1944 года. Основываясь на данных нашей разведки к рассвету 16 апреля 1944 года была организована переправа в брод, для полковой, дивизионной артиллерии, транспорта и живой силы дивизии. В 11.00 батальон получает задачу строительства моста через реку Молдова и пропуска к утру 17 апреля 1944 года автотранспорта. Русло реки в этом месте имело два острова, которые образовывают три рукава. Командир батальона решил: через правобережный рукав построить мост, на центральном рукаве установить паром, через левобережный рукав провешать имеющийся брод (дно гравий с песком, глубина 50 сантиметров), что было и исполнено к утру 17 апреля 1944 года - мост длиной 20 метров под нагрузку 10 тонн, паром на лодках А-3 под нагрузку 7,5 тонн, брод вполне пригодный для пропуска автомашин. По такой организованной смешанной переправе батальон на рассвете 17 апреля 1944 года переправил полк ИПТАП на мотомехтяге. Переправа одной машины продолжилась от 10 до 15 минут. Саперы одержали еще одну победу. Отдохнув полдня 17 апреля 1944 года, батальон приступил к строительству моста через центральный рукав, параллельно действующему парому. Батальон окончил строительство моста, длина которого составила 48,5 метров, под нагрузку 10 тонн, к 18.00 18 апреля 1944 года.Теперь грузы двинулись общим потоком. Саперы одержали еще одну победу. Отдохнув ночь 19 апреля 1944 года и помывшись в бане в 12.00 19 апреля батальон приступил к строительству моста через левобережный рукав, который закончил в 18.00 20 апреля 1944 года. Саперы - гвардейцы 5 ОВДГСБ в  минимально короткий срок  первые в армии, а также и во фронте построили мост через реку Молдова.

20 апреля 1944 года. Распоряжение ДИ-4: укреплять оборонительные рубежи дивизии на западном берегу реки.

           На западном берегу реки Молдова дивизия встретила мощную долговременную оборонительную полосу противника и перешла к оборонительному бою. В период с 16 апреля по 17 мая 1944 года дивизия успешно отбивает ожесточенные контратаки противника, батальон в это время несет службу ПГЗ (подвижными группами заграждения), перекрыв все танкоопасные направления. С 8 мая 1944 года контратаки противника прекратились и дивизия стала усовершенствовать в инженерном отношении свой оборонительный рубеж. С 20 апреля по 4 мая 1944 года батальоном выполнено:

1. Установлено минных полей (ПТМ) - 3 с общим числом мин - 430.

2. Установлено проволочных препятствий 175 м/пог. 

3. Отремонтировано мостов - 2.

4. Построено мостов - 2.

5. Построено блиндажей для НП дивизии - 3.

6. Отрыто щелей на КП дивизии - 10. 

           На втором оборонительном рубеже отрыто траншей  - 2400 пог/ м, стрелковых ячеек - 340 штук, пулеметных окопов - 50 штук, установлено пулеметных ДЗОТ - 3.

С 24 апреля по 1 мая 1944 года 2-й взвод 2-й роты гвардии старшего лейтенанта Юркова занимался подготовкой штурм групп по блокировке ДОТ. 1 мая в полном боевом выбыл в полки по 1-й группе в каждый. Взвод старшего лейтенанта Федорова И.В. ПОЗ (подвижной отряд заграждения) с минами, находится у мостов (с. Сербий) с задачей закрыть дороги и разрушить мосты при наступлении противника. 22 апреля перед строем батальона зачитана поздравительная телеграмма Военного Совета Армии о награждении дивизии орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени. Был зачитан также приказ командира батальона об отличившихся на строительстве моста через реку Молдова.        

Категория: Мои статьи | Добавил: Сергей (31.08.2018) | Автор: .
Просмотров: 51
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
! ОБД Мемориал....Подвиг Народа